«После резонанса, вызванного статьей Александра Турчинова («Неомарксизм, или Путешествие в бездну». — Авт.), 160 церковных общин и 130 общественных организаций публично заявили о поддержке позиции секретаря СНБО Украины, выступившего в защиту семейных ценностей и против навязывания гендерной идеологии. Поводом для этой общественной дискуссии стали обращения к руководству государства… утвержденные 66-ю местными советами различных уровней, в том числе 12-ю областными советами по всей Украине… Эти советы представляют интересы более 20 млн украинских граждан, поэтому пренебрегать подобной позицией руководство государства не может», — сообщил 18 января Институт религиозной свободы.
Далее перечислены организации, подписавшиеся под обращением. Характерно, что из 130 религиозных общин все, кроме нескольких (по одному приходу Киевского патриархата, католиков и Армянской апостольской церкви), — протестантские различных деноминаций, в основном пятидесятники и близкие к ним евангельские христиане-баптисты. Среди общественных организаций много созданных религиозными организациями (есть даже католический «Каритас» и Союз еврейских женщин «Кешер», но в основном опять же сплошь протестанты), а также два братства ветеранов ОУН-УПА*, скаутские и спортивные организации, «Самооборона Майдана» в Черкасской области, «Альянс защитников страны — Черкасщина», Всеукраинское движение «Защитники Отчизны» в Черкассах, «Воины АТО Черкасщины», «Украинское сопротивление «Воины АТО и волонтеры», «Союз ветеранов восточного фронта» и Херсонское областное отделение «Объединения христиан-военнослужащих Украины».
Таким образом, получило продолжение начатое 23 сентября 2018 года объединение протестантов Украины вокруг «кровавого пастора» (это прозвище прочно прикрепилось к нему в 2014 году в связи с его ролью в объявлении АТО и известными в интернете видеозаписями его проповедей в киевской баптистской церкви «Слово жизни»). О создании объединения (формально внеконфессионального) под названием «Всеукраинский Собор» было заявлено на пресс-конференции в ходе протестантского PODYAKA FEST, где Турчинов восседал в президиуме между главой Всеукраинского союза церквей евангельских христиан-баптистов (ВСЦ ЕХБ) Валерием Антонюком и старшим епископом Украинской церкви христиан веры евангельской (УЦ ХВЕ) Михаилом Паночко.
11 декабря 2018 года Турчинов выступил в издании «Левый берег» с упомянутой выше статьей про опасность неомарксизма, в самом ее начале отметив: «Для начала хочу публично поддержать позицию депутатов Ивано-Франковского областного совета, выступивших в защиту семейных ценностей, в защиту украинских детей от пропаганды извращений. Аналогичные заявления поддержали большинство депутатов из 11 областных и более полусотни городских и районных советов». И далее продекларировал по поводу «сторонников и защитников семейных ценностей», что «это миллионы украинцев, готовых отдать жизнь за Украину, за свою семью, за своих детей и внуков». Выразительные намеки, как и теперь у Института религиозной свободы, практически означающие «миллионы за спиной Турчинова».
Вообще риторика про неомарксизм характерна прежде всего для западных политиков правого спектра, широкую известность этот термин получил в их кругах после выхода в 2002 году нашумевшей книги Патрика Бьюкенена «Смерть Запада». На Украине сам этот термин малоизвестен, правые продолжают обличать коммунистический Советский Союз, имея в своем арсенале достаточный запас доводов про репрессии и голодомор.
Опять-таки нельзя не отметить, что инициативы Турчинова слишком уж очевидно копируют знаменитую американскую коалицию «Моральное большинство», созданную в 1979 году видным баптистским (позже перешел к евангельским христианам) проповедником Джерри Фалуэллом. В 1970-е годы, когда в Штатах кипели антивоенные митинги, на публичной арене откровенно доминировали левые силы, хиппи, «Черные пантеры» и прочие организации, которые консерваторы считали революционными, Фалуэлл сформулировал идею о том, что религиозные консерваторы могут объединиться, перехватить инициативу в повестке дня и привести своих представителей к власти. Считается, что именно «Моральное большинство», насчитывавшее миллионы членов, сыграло большую роль в победе в 1980 году на президентских выборах Рональда Рейгана.
О том, какую видную роль играли связи с консервативными протестантами для Рейгана, говорит и его выступление в 1984 году на ежегодной Баптистской конвенции, и то, что свою знаменитую речь об «империи зла» он произнес 8 марта 1983 года на ежегодной конвенции Национальной ассоциации евангеликов (объединяющей около 30 млн евангельских христиан США).
Таким образом, за инициативой Турчинова могут стоять будущие президентские амбиции — не в этой каденции, так в другой — либо равноценные им, ибо пока что его рейтинг очевидно невысок (хотя его фамилия и не включается в социологические опросы). Опять же «Всеукраинский Собор» и сбор подписей религиозных и общественных организаций в поддержку Турчинова слишком очевидно «зеркалят» деятельность Порошенко с томосом — мол, ты решил объединить вокруг себя православных, а я тогда протестантов.
Да, доля протестантов в украинском обществе сейчас на порядок меньше православных, но по числу активных прихожан (не просто приходящих по праздникам в церковь, а готовых к деятельности в ее интересах, к участию в акциях) примерно равна, если даже не больше. В православные храмы большинство украинцев ходит по традиции («деды ходили — и я хожу»), в протестантские — по личному выбору, это церкви активных неофитов.
Напрашивается и еще одно сравнение. Осенью 2014 года Порошенко, став президентом и добавив к своему высокому на тот момент рейтингу админресурс, имел все возможности добиться для своей партии большинства в Верховной Раде (партийный список плюс одномандатники). Но в октябре неожиданно мощно стартовал «Народный фронт», в итоге обогнавший Блок Петра Порошенко в голосовании по партийным спискам. В результате Порошенко пришлось править, опираясь на парламентскую коалицию, в которой «Народный фронт» мог постоянно шантажировать выходом и новыми выборами. Таким образом, полновластного владыки из президента не получилось, и ему постоянно нужно было обращаться в представительство «вашингтонского обкома», который годами дирижировал создавшейся «подвешенной ситуацией».
Не забудем, что в поддержку Турчинова подтянулся и ряд ветеранских организаций, а его статус главы Совета национальной безопасности и обороны Украины, курирующего силовые структуры и все военные разработки, позволяет претендовать на фигурирующую в слоганах избирательной кампании Порошенко «армию» не в меньшей степени.
В принципе бывший комсомольский работник Александр Турчинов вполне успешно адаптировался в окружающей капиталистической системе — был тенью Тимошенко, сбежал от нее к экс-премьеру Арсению Яценюку, а в конце концов стал ястребом при Порошенко. И вот теперь, похоже, самостоятельно хочет выйти на политическую арену, стать политической фигурой, опирающейся на религиозных фанатиков, поддерживающих консервативные семейные ценности.
* Организация запрещена в России Верховным судом РФ